К основному контенту

12. Одежда как отражение религиозной самоидентификации в средневековой Европе.

В средние века для безопасности многие люди при путешествии надевали одежду паломников. К подобным хитростям прибегали и евреи. Это а также то что евреи постепенно все сильнее смешивались с местным населением внешне, в то ремя как с ними нельзя было есть, например, за одним столом (собор в Эльвире в 305 гг.), привел к тому что появились обязательные преписания к верейской одежде. 

Следует обратить внимание на близость между еврейским установлением и решениями IV Латеранского собора, с которого мы начали изложение. Оба процитированных решения, принятые в первой четверти XIII в., говорят об одежде, выражая принципиальную и обязательную для всех точку зрения религиозного руководства обеих конфессиональных групп. Христианские руководители, беспокоясь о целостности христианской общины, желали полностью отделить евреев от христиан, поэтому постановили, что «отныне [еврейские и сарацинские] мужчины и женщины во всех христианских странах всегда будут выделяться своей одеждой из прочего населения [...]». Также и еврейские руководители решили, что «да не ходит [еврей] в нееврейской одежде», однако, подчеркнули особо запрет носить недвусмысленные христианские символы: одежду и стрижку, характерные для христианских священнослужителей, воспринимаемые как нечистые. И те, и другие стремились с помощью одежды создать четкую границу между христианским большинством и еврейским меньшинством. У социального разграничения был также ясный религиозный смысл.

Таким образом, «Сефер Хасидим» разрешает еврейской женщине надевать одежды монахини, чтобы спастись от нападения неевреев, и одежды нееврейки, чтобы спастись от нападения евреев. Мужчине, при этом, разрешается надевать одежду нееврея, но не священника. Отсюда можно сделать вывод, что в Германии существовало некоторое отличие еврейской одежды от христианской, и что проблемы личной безопасности приводили к распростра­нению среди евреев обычая надевать одежды неевреев, и даже одежды священнослужителей. Итак, проблемы безопасности повлекли стирание различий между одеждой евреев и христиан, если такие различия существовали ранее.

Интересно отметить, что запрет носить одежды духовенства и похожие на них исходит не только от еврейских лидеров. В 1248 г. папа Иннокентий IV (1243 - 1254) требовал от епископа Магеллонского (Maguellone), чтобы евреи в его епархии перестали надевать круглую накидку (capa rotunda), так как еврей в этой накидке похож на церковника. Подобное требование высказано на церковном соборе в Альби (Albi) в 1254 г. К вопросу об этой накидке мы еще вернемся.

Из тех источников, которые мы привели, можно сделать общий вывод, что даже в тех местностях, где существовало различие между одеждой евреев и христиан, когда евреи выходили в путь, они надевали ту одежду, которая была распространена среди нееврейского окружения, по принятой моде. Это решало и специфические для евреев, как меньшинства в христианской Европе, проблемы безопасности, которые становились еще острее, когда евреи выходили из своих кварталов и ездили по дорогам, что они были вынуждены делать по роду своих занятий. Проблема физической безопасности побеждала иногда даже отвращение евреев к некоторым аксессуарам христианской одежды, например, к ношению креста, поэтому «Сефер ха-Эшколь» и «Сефер Хасидим» сочли нужным запретить это отдельно. При этом, сходство в одежде беспокоило как еврейское, так и христианское духовное руководство.

Решение Латеранского собора, которым мы открыли наше обсуждение, устанавливает, что евреи и мусульмане должны отличаться от христиан в одежде, но не определяет, каким именно образом. 

Таким образом, в решении об одежде находит свое выражение старая политика церкви по отношению к евреям: следует заботиться об их безопасности, но при этом и обеспечить четкое разграничение между ними и христианами.

Эта установка нашла воплощение в разных странах. В некоторых местностях власти пытались вынудить евреев носить особую одежду. Так, например, на евреев Рима в 1360 г. была наложена обязанность надевать табар (tabard), то есть красную короткую накидку, а еврейские женщины должны были носить красные юбки. Однако наиболее распространенным исполнением церковного решения 1215 г., и других подобных, последовавших за ним начиная с XIII в., была обязанность отмечать одежды евреев особым значком, так называемой «еврейской меткой». Еще до Латеранского собора во Франции появился значок, похожий на колесо (rota), а после собора он был принят и в некоторых других странах Европы. Его цвет был, как правило, желтый, красный, белый или белый с красным. Истоки всего этого установления, вероятно, в отличии, которое установили мусульмане в своих странах, как по отношению к евреям, так и по отношению к христианам. В VII в., согласно традиции, халиф Омар повелел, чтобы евреи и христиане носили головной убор, пояс и значок определенного цвета. Цветом евреев был желтый, а цветом христиан - синий.

Плюс еврейская шляпа.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

6. Влияние Крестовых походов на культурный обмен.

Эпоху крестовых походов принято считать временем встречи европейцев с Востоком. Конечно, такое заявление более, чем тенденциозно — Запад был знаком с Востоком, например, Византией, уже давно, имел он и продолжительные контакты с исламом (Пиренейский полуостровов, острова Средиземного моря). Однако именно проникновение западных европейцев в сердце Ближнего Востока породило уникальный феномен латинских королевств, которые до сих пор остаются объектом пристального внимания исследователей. Сформировались две диаметрально противоположные оценки европейского культурного присутствия на Ближнем Востоке: а) Согласно первому, тенденция взаимного отторжения между автохтонным (мусульманским, восточно-христианским, еврейским) населением и крестоносцами была настолько велика, что культурное взаимодействие было минимально. Например, B. Z. Kedar в своей книге «The Crusading Kingdom of Jerusalem – The First European Colonial Society» (1992), говорит о «непреодолимой пропасти между коренным...

9. Образ Синагоги и Церкви в средневековом искусстве.

Мысль о том, что христианство и иудаизм являются близкими по духу религиями, парой сестер и враждующей парой одновременно, появилась с момента возникновения христианства. Наиболее полное выражение эта мысль получила в художественном изображении Церкви и Синагоги (Ecclesia et Synagoga). Эти образы появляются в основном на художественных полотнах и в скульптуре Средних веков, начиная с девятого века. На иллюстрации 4 вы видите скульптуры, находящиеся в кафедральном соборе34 в Страсбурге, построенном в XIII веке. Левая (с точки зрения скульптурной группы, а не зрителя) скульптура изображает Синагогу, правая – Экклезию, то есть церковь. Такое расположение скульптур ни в коем случае не является случайным: в западной культуре правое всегда означает хорошее, справедливое и правильное. А левое – наоборот. Зритель видит, что обе скульптуры являются частями одного целого еще до того, как начинает вглядываться в детали. Собственно, у этих образов нет никакого отдельного смысла. Смысл появляется...

14. Религиозные диспуты в Средние века.

В XIII веке с возникновением христианской схоластики диспут становится главным методом взаимодействия между евреями и христианами. Дебаты в основном назначались по приказу монархов, а открытая цель диспута состояла в обращении евреев в христианство, дискредитации иудаизма перед лицом христианского богословия. В Средние века состоялось три знаменитых диспута: Парижский (1240), Барселонский (1263) и диспут в Тортосе (1413-1414). В моем докладе речь будет идти о Барселонском диспуте. Один из самых знаменитых средневековых диспутов – это т.н. Барселонский диспут, состоявшийся в июле 1263 года. Источниками, передающие нам события Барселонского диспута, являются две рукописи: одна из них написана на иврите от имени Рамбана (самого раввина Моисея бен Нахманида, участника диспута), другая представляет собой документ на латинском языке, подписанный именем Арагонского короля Иакова I. Согласно источникам, одну сторону представлял еврей, ставший доминиканским монахом по имени Пабло Христиани,...