К основному контенту

17. Отношение средневекового папства и отношение к иудеям и мусульманам.

Принципиальное отношение христианства к находящимся в его среде евреям мы можем найти в высказываниях пап и в постановлениях церковных соборов. В XI в. папы пытались сформулировать отношение христианской церкви к евреям и определить статус евреев в христианском обществе. Различные формулировки основывались, обычно, на словах Августина, которые мы уже приводили. В этих словах приведены теологические обоснования, почему следует позволить евреям жить среди христиан.
Булла, о которой пойдет речь, вышла из канцелярии папы Иннокентия III в 1199 г. В ней мы найдем наиболее яркое выражение политики средневековой церкви по отношению к евреям. Документ написан одним из самых выдающихся пап Средневековья в период, когда церковь приобрела силу и выдвинула требование стать Царством Божием на земле. Эта булла называется “Конституция для евреев” (Constitutio pro Judeis), или Sicut Judeis (“Так как евреям” – так начинается латинский текст буллы).
Этот документ был написан вскоре после того, как Иннокентий III занял папский престол. Примерно пятнадцать лет спустя, когда он приобрел большое влияние, как в самой церкви, так и в качестве ее представителя в светском мире, папа Иннокентий III собрал в Латеранском дворце в Риме один из самых значительных церковных соборов Средневековья – IV Латеранский собор. В этом собрании приняли участие около тысячи трехсот священнослужителей, среди которых были 71 примас3 (primat) и архиепископ, а кроме того, аббаты монастырей и большое количество знатных представителей светской власти со всего мира. Все они прибыли из разных концов католического мира – из Франции, Англии, Италии, Венгрии, Германии, с Кипра, из королевства Арагонского, с Сицилии и их государства крестоносцев. По представительности, степени влиятельности, а также по своим последствиям этот собор напоминал церковные соборы поздней античности – такие, как Никейский и Халкидонский соборы. Решения собора были сформулированы в семидесяти параграфах, из которых четыре имели отношение к евреям. Решения этого собора пользовались авторитетом на протяжении многих последующих поколений, более того, эти решения на протяжении многих поколений обрастали комментариями. Поэтому нам необходимо углубиться в параграфы, относящиеся к евреям. Эти формулировки стали поворотным пунктом в отношении католической Европы к евреям и оказали практическое воздействие на взаимоотношения между католиками и евреями в последующие поколения.
Однако, для более точного понимания значения этих решений, следует поместить их в более широкие рамки всех остальных постановлений этого собора, поскольку для понимания отдельного происшествия необходимо детальное знание общей картины, а для комментария части текста совершенно необходимо ознакомиться со всем текстом в целом. IV Латеранский собор был созван для обсуждения нескольких срочных проблем христианского мира. Самой животрепещущей из них было плачевное положение государства крестоносцев, и в особенности потеря Иерусалима в 1187 году и неудача Третьего крестового похода, который должен был вернуть Иерусалим в руки церкви. Этот вопрос являлся для пап, занимавших престол в XII-XIII вв., исключительно важным. Многие из них пытались вернуть Иерусалим, подвигнув светских правителей Европы на еще один Крестовый поход.
Не менее важной проблемой было широкое распространение всевозможных ересей, и в особенности – альбигойской ереси на юге Франции. Альбигойцы (по имени городка Альби (Albi) в южной Франции, который стал одним из центров этого движения) были катарами (cathari). Их учение было дуалистическим, в некоторых деталях близких к древнему манихейству.4 В основе этого учения лежала вера в два отдельных божества, в бога добра и бога зла. Катары отвергали мясо и все плотское, считая их злом. Кроме того, они проповедовали стремление к освобождению души от цепей плотского, то есть – зла. Альбигойцы отвергали церковные таинства, а также христианское представление об аде и воскресении во плоти. Они принимали определенные части Ветхого Завета (пророчества) и определенные части Нового Завета (Евангелия и Деяния Апостолов). Кроме того, альбигойцы считали, что Иисус был бестелесным ангелом. Жизнь была для них дуалистической схваткой. В сущности, они верили не в единого бога, а в двух богов, что закрывало путь для любого диалога или сближения между ними и монотеистической христианской церковью. Корни дуализма уходят в глубокую древность. Ему не меньше лет, чем самому христианству. Но именно в XII в. эта вера пережила пору расцвета. Широкое распространение получили и другие ереси, близкие к альбигойской, или совершенно на нее непохожие. Можно объяснить это явление новым взрывом сомнений, связанным с “ренессансом XII века”, обновившимися в результате Крестовых походов связями с Востоком, а также большим религиозным подъемом, характерным для этого периода, ибо религиозный подъем всегда является благодатной почвой для возникновения всякого рода сект. Катарская ересь быстро распространилась по всему югу Франции, который был в культурном отношении очень специфическим регионом, имевшим собственный язык и особенный стиль жизни. В XIII в. этот район был независимым графством, на которое имели политические претензии король Франции, король Арагона и сам император. Это было место соприкосновения культур и религий, а поэтому весьма удобным полем для восприятия новых веяний.
Широкое распространение различных ересей глубоко обеспокоило церковь и стало одной из основных тем, обсуждавшихся на IV Латеранском соборе. Первый параграф решений гласит:
«Вселенская церковь верующих едина и нет спасения вне этой церкви, и в ней – священники и жертва Иисуса Христа. […] Никто не может даровать это таинство, кроме священнослужителя, посвященного особым ритуалом в соответствии с учением о ключах церкви, которые Иисус Христос собственноручно передал апостолам и их преемникам.

Этот параграф не случайно оказался первым в списке решений собора. Он включает credo церкви и четкое определение ее обязанностей. Согласно этому параграфу в мире существует только одна церковь – римская. Таинства и ритуалы, которые совершаются в ней, являются действительными, тогда как таинства, совершаемые в иных рамках, людьми, не являющимися священнослужителями церкви, недействительны и не имеют силы, дающей человеку искупление. Согласно этому параграфу, христианином является тот, кто принимает участие в евхаристии, производящейся в церкви, и тот, кто крещен в ней по всем правилам, и тот, кто кается в своих грехах при ее участии (в другом параграфе решений собора постановляется, что человек должен исповедоваться в своих грехах священнослужителю церкви по крайней мере один раз в год). Те, кто не соблюдает заветов веры в соответствии с принципами, указанными в этом параграфе, не является христианином и подвергает опасности свои возможности получить избавление, ибо «Вселенская церковь верующих едина, и нет спасения вне этой церкви».

Таким образом, Латеранский собор должен был определить границы христианства и укрепить их. Он сделал это, как по отношению к внешним врагам (посредством призыва к Крестовому походу против мусульман), так и по отношению к врагам внутренним, то есть к ереси. Принимая это во внимание, перейдем к параграфам, относящимся к евреям.
Из семидесяти решений собора, четыре имеют отношение к евреям. Таким образом, удельный вес этих решений в количественном плане невелик. Кроме того, эти решения являются последними в списке, то есть, принимались они уже в конце собора, когда закончились дискуссии по более насущным вопросам, занимавшим христианский мир. Вместе с тем, нельзя понять смысл этих постановлений вне общих рамок всех остальных постановлений собора и тех причин, которые привели к его созыву. Вот те параграфы, которые касались евреев:
Параграф 67
«Чем больше христианская вера возражает против ростовщичества, тем успешнее занимаются этим делом отступники-евреи, так что почти иссякли силы христиан в этом деле. А поскольку мы заинтересованы в том, чтобы уберечь христиан от чрезмерного давления на них евреев, мы постановляем синодальным указом, что если евреи и далее будут прижимать христиан, требуя с них чрезвычайно высокие проценты, прекратится всякое сотрудничество с ними со стороны христиан до тех пор, пока не вознаградят они и не удовлетворят все их нужды за это чрезмерное давление. Христиан даже заставят, если возникнет такая нужда, посредством церковных внушений, не подлежащих обжалованию, воздержаться от торговых сделок с ними. А князьям мы повелеваем, чтобы не держали обиды на христиан за это, а постарались бы запретить евреям прижимать народ до такой степени.7
То же наказание мы решили наложить на евреев, чтобы заставить их возместить церквям десятину и пожертвования, которые они должны были получить от христиан за дома и другое имущество до тех пор, пока все они не достались почему-либо евреям, чтобы не был причинен вред церкви.
Параграф 68
Есть страны, в которых евреи и сарацины8 отличаются от христиан одеждой. Но есть страны, где все так перемешалось, что нельзя отличить их никоим образом. А потому случается иногда, что христиане по ошибке сходятся с еврейками или сарацинскими женщинами, а евреи или сарацины – с христианскими женщинами. И для того, чтобы предупредить в будущем такую ошибку или развратную вольность, ведущую к столь позорному смешению, мы постановили, что впредь мужчины и женщины [евреи и сарацины] будут выделяться в любое время и во всех христианских странах от всех остальных жителей свое одеждой, и особо после того, как мы прочитали, что так велел им поступать даже и сам Моисей.9
А в дни христианского траура и страстей Господних чтобы не показывались они на людях, ибо стало нам известно, что в такие дни они не воздерживаются от роскошных одежд и не боятся высмеивать таким образом христиан, которые в такие дни носят траур в память о страстях Господних. Это будет им строжайше запрещено, дабы не выставляли они себя напоказ, позоря Спасителя. А поскольку не можем мы не замечать обиды наносимые тому, Кто избавил нас от наших обид, мы приказываем, чтобы такие наглецы были наказаны мирскими владыками как полагается, дабы не смели они издеваться над тем, Кто был распят ради нашего спасения.
Параграф 69
Поскольку в корне неверно, чтобы тот, кто позорит Мессию, имел возможность командовать христианами по долгу службы, мы возобновляем сейчас то постановление, которое некогда очень разумно приняла церковь в Толедо10 по этому вопросу. Оно должно стать преградой для наглости тех, кто этот указ преступает. Таким образом, мы запрещаем брать евреев на государственные должности по той причине, что это ведет к тяжелому притеснению христиан. А если кто-нибудь предложит им подобную должность, то поместный собор, который мы повелеваем собирать раз в год или раз в два года, должен принять против него должные меры, предварительно собрав все тому доказательства. А с самим должностным лицом христианам следует прекратить всякие связи, деловые и прочие, пока он не передаст по распоряжению епископа этого района в пользу христианских бедняков все что заработал на христианах в силу своего должностного положения. А должность, которую он нагло себе присвоил, пусть освободит с позором. Так же следует поступать и с язычниками (pagani).
Параграф 70

Нам сообщили, что некоторые из тех, кто добровольно принял святое крещение, вовсе не избавились от своего старого облика, чтобы принять облик нового человека, а продолжают придерживаться некоторых своих старых обычаев и, тем самым, нарушают чистоту христианской веры подобным смешением. Но поскольку написано, что проклят будет человек, ходящий по земле двумя путями одновременно, и поскольку не разрешено надевать одежду, сделанную из шерсти и льна вместе (см. Лев 19:19; Втор 22:11), мы постановляем, что руководству церквей следует строжайше запретить этим людям придерживаться старых обычаев; после того, как свободное веление сердца привело их под крыло христианской веры есть необходимость в благословении их на то, чтобы строго эту веру хранили”.11

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

6. Влияние Крестовых походов на культурный обмен.

Эпоху крестовых походов принято считать временем встречи европейцев с Востоком. Конечно, такое заявление более, чем тенденциозно — Запад был знаком с Востоком, например, Византией, уже давно, имел он и продолжительные контакты с исламом (Пиренейский полуостровов, острова Средиземного моря). Однако именно проникновение западных европейцев в сердце Ближнего Востока породило уникальный феномен латинских королевств, которые до сих пор остаются объектом пристального внимания исследователей. Сформировались две диаметрально противоположные оценки европейского культурного присутствия на Ближнем Востоке: а) Согласно первому, тенденция взаимного отторжения между автохтонным (мусульманским, восточно-христианским, еврейским) населением и крестоносцами была настолько велика, что культурное взаимодействие было минимально. Например, B. Z. Kedar в своей книге «The Crusading Kingdom of Jerusalem – The First European Colonial Society» (1992), говорит о «непреодолимой пропасти между коренным...

9. Образ Синагоги и Церкви в средневековом искусстве.

Мысль о том, что христианство и иудаизм являются близкими по духу религиями, парой сестер и враждующей парой одновременно, появилась с момента возникновения христианства. Наиболее полное выражение эта мысль получила в художественном изображении Церкви и Синагоги (Ecclesia et Synagoga). Эти образы появляются в основном на художественных полотнах и в скульптуре Средних веков, начиная с девятого века. На иллюстрации 4 вы видите скульптуры, находящиеся в кафедральном соборе34 в Страсбурге, построенном в XIII веке. Левая (с точки зрения скульптурной группы, а не зрителя) скульптура изображает Синагогу, правая – Экклезию, то есть церковь. Такое расположение скульптур ни в коем случае не является случайным: в западной культуре правое всегда означает хорошее, справедливое и правильное. А левое – наоборот. Зритель видит, что обе скульптуры являются частями одного целого еще до того, как начинает вглядываться в детали. Собственно, у этих образов нет никакого отдельного смысла. Смысл появляется...

14. Религиозные диспуты в Средние века.

В XIII веке с возникновением христианской схоластики диспут становится главным методом взаимодействия между евреями и христианами. Дебаты в основном назначались по приказу монархов, а открытая цель диспута состояла в обращении евреев в христианство, дискредитации иудаизма перед лицом христианского богословия. В Средние века состоялось три знаменитых диспута: Парижский (1240), Барселонский (1263) и диспут в Тортосе (1413-1414). В моем докладе речь будет идти о Барселонском диспуте. Один из самых знаменитых средневековых диспутов – это т.н. Барселонский диспут, состоявшийся в июле 1263 года. Источниками, передающие нам события Барселонского диспута, являются две рукописи: одна из них написана на иврите от имени Рамбана (самого раввина Моисея бен Нахманида, участника диспута), другая представляет собой документ на латинском языке, подписанный именем Арагонского короля Иакова I. Согласно источникам, одну сторону представлял еврей, ставший доминиканским монахом по имени Пабло Христиани,...